«МигКредит». Интеграция информационных систем

Интеграция прикладных систем и сервисов позволила компании «МигКредит» создать автоматизированный кредитный конвейер с регламентированным временем прохождения заявки по всем этапам.

Компания «МигКредит» – одна из крупнейших организаций на рынке микрофинансирования, специализирующаяся на предоставлении займов физическим лицам. Ежегодно клиентами компании становятся тысячи заемщиков.

В начале 2015 г. в компании «МигКредит» завершилась программа модернизации прикладных и технологических сервисов. Центральное место в ней занимал масштабный интеграционный проект: 7 прикладных систем с различными интерфейсами и платежные шлюзы были объединены на базе интеграционной шины, разработаны и описаны бизнес-процессы и бизнес-логика взаимодействия систем между собой, подготовлена сопутствующая проектная и эксплуатационная документация. В результате был создан единый автоматизированный кредитный конвейер, охвативший сотрудников офисов «МигКредит» по всей России. Решение позволило существенно сократить время принятия обоснованных решений о выдаче кредита, сделать работу сотрудников более удобной и эффективной, а также снизить риск человеческих ошибок. Строгое протоколирование всех взаимодействий между информационными системами дает возможность ИТ-службе оперативно обнаруживать и устранять проблемы. Теперь компания «МигКредит» может гибко менять схемы работы с клиентами и партнерами, без лишних временных затрат создавать новые сервисы для разных категорий клиентов.

Бизнес-артерия кредитной организации

Кредитный конвейер, по сути, является основной бизнес-артерией организации, работающей на рынке розничного кредитования. Он представляет собой совокупность банковских процессов, связанных с услугой кредитования − с момента поступления заявки до возврата/взыскания долга. Работа кредитного конвейера обеспечивается множеством различных информационных систем − CRM, АБС, скоринга и др. Чем лучше налажено взаимодействие систем, участвующих в процессе, тем быстрее и надежнее функционирует кредитный конвейер.

Чтобы повысить качество работы кредитного конвейера, компания «МигКредит» провела программу замены/модернизации прикладных систем. Одновременно все системы объединялись в единое архитектурное решение на базе интеграционной шины.

Рассказывает Павел Романченко, заместитель начальника отдела разработки компании «Инфосистемы Джет»:

«В компании “Миг Кредит” используются прикладные системы разных производителей. Более того, их внедрением и модернизацией занимались разные подрядчики. Мы координировали их действия, чтобы внедряемые решения в итоге вписались в бизнес-архитектуру кредитного конвейера и работали без сбоев. Объединение систем на базе интеграционной шины шло на полной скорости в боевом режиме – без остановки бизнес-процессов. Заказчик подошел к этой задаче очень ответственно: 9 проектных групп (5 – внутри “МигКредит”, 4 – на стороне подрядчиков), регулярная проверка и сверка промежуточных результатов, четкие задачи по изменению функционала. Как подчеркивает сам заказчик, они подошли к замене кредитного конвейера кардинально – сразу и полностью перешли со старого на новый».

Редизайн кредитного конвейера

Прежде всего предстояло выстроить бизнес-архитектуру кредитного конвейера, а для этого понять, как устроены бизнес-процессы компании-заказчика. Подобная задача может показаться несложной только на первый взгляд. Работа с заемщиком включает в себя множество разнородных процессов, и каждый из них состоит из десятков этапов. Например, только на стадии выдачи займа происходит порядка пяти уникальных обращений к системе принятия решения самой кредитной организации, а также обращения к системам бюро кредитных историй и другим источникам. Кроме того, в ходе развития бизнеса кредитной организации у нее появлялись дополнительные филиалы, новые продукты и маркетинговые предложения, менялись схемы работы с клиентами и партнерами, и это вносило изменения в ранее существовавшие бизнес-процессы.

Специалисты компании «Инфосистемы Джет» проинтервьюировали сотрудников различных подразделений компании «МигКредит» – от операторов колл-центра до членов совета директоров, а также провели обследование информационных систем. В результате были выявлены информационные потоки и точки интеграции на всех этапах предоставления услуги кредитования, описаны бизнес-процессы с целью их последующей автоматизации. Кроме того, были разработаны интерфейсы для всех внедряемых приложений и шины.

Интеграция выполнена на базе шины JBoss Fuse. В результате заказчик получил единое архитектурное решение, поддерживающее работу кредитного конвейера. Через интеграционную шину проходят 65 из 86 информационных потоков, остальные – по схеме «точка–точка». Специально проделанная организационная работа позволила перейти на новую интегрированную систему без приостановки бизнес-процессов.

Вспоминает Маргарита Денисенко, заместитель генерального директора по операционной деятельности, член правления «МигКредит»:

«За несколько дней до запуска системы я предупредила руководство, что в первое время ожидаю сбоев в ее работе – в силу естественных причин. Но вот наступил день Х: сотрудники наших офисов пришли на работу и начали с чистого листа – мы отключили старое решение и запустили в промышленную эксплуатацию новое. Система показала 100%-ную доступность с первых часов работы».

Кредитный конвейер в действии

Запуск нового кредитного конвейера позволил компании «МигКредит» повысить качество работы с заявками с момента обращения клиента до выдачи кредита и повторного обращения, а также прозрачность принятия решений о выдаче кредита.

«Раньше сбор данных и форматно-логический контроль осуществлялись после полного заполнения анкеты клиента, – рассказывает Маргарита Денисенко. – Сотрудник мог не запросить нужную информацию, некорректно ее отобразить и т. д. Теперь система выстраивает сценарий беседы нашего сотрудника с клиентом, последовательно открывая новые вкладки карточки-заявки после корректного заполнения предыдущих. Появилось больше выпадающих полей. Все это уменьшает влияние человеческого фактора, возможность ошибок».

Интеграционное решение обеспечивает компании «МигКредит» более широкие возможности для развития бизнеса, позволяет без лишних временных затрат создавать новые сервисы для разных категорий клиентов. Наличие детально описанных бизнес-процессов позволяет компании быстро вносить в них необходимые изменения. Кроме того, упростилось взаимодействие собственных систем «МигКредит» со сторонними системами.

«У нас повысилось качество кредитного портфеля, в том числе, за счет того, что в ходе оформления заявки система требует заполнения большего количества анкетных полей – мы получаем больше информации о потенциальных клиентах, – продолжает Маргарита Денисенко. – Теперь мы можем дифференцировать предложения для разных регионов и групп клиентов на основе данных, аккумулируемых в системе. Существовавший прежде принцип оценки платежеспособности клиентов повышал риски невозвратов. С момента завершения проекта уровень рисков снизился на 27%.

Кроме того, мы проще и быстрее интегрируемся с партнерами – электронными платежными системами, через которые можно выдавать и получать займы. До реализации проекта подключение занимало непозволительно много времени».

Все взаимодействия, обмен данными между системами строго протоколируются – благодаря этому ИТ-служба может оперативно обнаруживать проблемы и устранять их источники. Любые изменения в процессах фиксируются, таким образом ИТ-служба всегда может видеть актуальную картину происходящего.

Масштабный интеграционный проект занял центральное место в программе модернизации прикладных и технологических сервисов компании «МигКредит». На базе интеграционной шины объединены семь прикладных систем с различными интерфейсами и платежные шлюзы, разработаны и описаны бизнес-процессы и бизнес-логика взаимодействия информационных систем, а также вся сопутствующая документация. Выявлены информационные потоки и точки интеграции на всех этапах предоставления услуги кредитования, разработаны интерфейсы для приложений и шины.

В результате создан автоматизированный кредитный конвейер с регламентированным временем прохождения заявки по всем этапам, который охватил сотрудников офисов «МигКредит» по всей России. Это позволило компании существенно сократить время принятия обоснованных решений о выдаче кредита, сделать работу сотрудников более удобной и эффективной, а также снизить риск человеческих ошибок. Теперь «МигКредит» может гибко менять схемы работы с клиентами и партнерами, быстро создавать новые сервисы для разных категорий клиентов. Строгое протоколирование всех взаимодействий между информационными системами дает возможность ИТ-службе оперативно обнаруживать и устранять проблемы.

Скачать (pdf, 666.61 Кб)

«МигКредит». Интеграция информационных систем