Компания «Инфосистемы Джет» создает эффективные системы противодействия хищениям для крупных игроков рынка розничной торговли. Применяя комплексный подход к процессу формирования контрольных процедур выявления мошенничества с вовлечением в анализ максимального количества источников данных и формированием полной картины бизнес-процессов, ритейлеры пресекают уже известные мошеннические схемы и эффективно выявляют готовящиеся факты хищений.
Проблематика
Тенденции мошенничества в сфере ритейла:
- унификация мошеннических схем, связанных с организацией оплаты, бонусными программами или иными непрямыми способами оплаты;
- реализация «персональных» мошеннических схем, связанных со спецификой должностей и обязанностей сотрудников, особенностями организации продаж, нюансами внутренних процедур, под конкретных ритейлеров.
Один из основных источников скрытых издержек торговых компаний – мошенничество в магазинах розничной торговли: по оценкам независимых исследований, ритейлеры теряют ежегодно от 3 до 6% своей выручки. Зачастую хищения осуществляются сотрудниками компании или при их непосредственном участии через следующие каналы:
- кассовое обслуживание;
- бонусные программы;
- логистика;
- процессы ценообразования и др.
При этом наиболее распространены мошенничество с кассовыми операциями, нарушение скидочной политики, махинации с картами лояльности или подарочными картами.
Решение
Каждая компания разрабатывает собственные инструменты борьбы с мошенничеством, часто внедряя общие процессы контроля и проверки. Но рост автоматизации, внедрение технологичных систем обслуживания, развитие платежных средств и маркетинговых/бонусных программ являются тем усложнением, которое, кроме коммерческой выгоды, создает дополнительные способы осуществления хищений.
С другой стороны, высокая информатизация современных торговых предприятий предоставляет возможность для оперативного и эффективного выявления и даже предотвращения фактов фрода. Анализ данных кассовых операций позволяет обнаруживать однозначные свидетельства совершенных мошенничеств и предоставлять информацию о «подозрительных» действиях персонала и/или клиентов, которые с высокой вероятностью могут оказаться мошенническими.
Поэтому необходимое условие эффективной борьбы с фродом в торговой компании – наличие механизма противодействия мошенничеству, обеспечивающего:
- сбор и преобразование разнородных данных из различных систем компании;
- аналитическую обработку собранных данных и выявление в них фактов мошенничества и его признаков;
- управление процессом расследования инцидентов (workflow).
Создание систем противодействия мошенничеству и гарантирования доходов (Fraud Management System)
Ключевые элементы построения эффективной системы противодействия мошенничеству:
- интеграция решения в базовые информационные системы заказчика – чем больший охват систем при этом достигается, тем большие возможности предоставляются инструменту контроля в дальнейшем. Наиважнейшим параметром при построении такой системы является достаточность данных для выявления мошеннических схем;
- формирование набора контрольных процедур для выявления мошенничества, в числе которых – аналитическая обработка данных совершаемых операций на предприятии с учетом базовых критериев подозрительной активности, и специализированных процедур, предусматривающих выявление определенного типа хищения. Среди основных областей такого контроля выделяют:
- мошенничество с кассовыми операциями (например, фиктивные операции сторнирования чеков);
- нарушение скидочной политики (например, превышение максимальной суммарной скидки на чек);
- мошенничество с программами лояльности (например, нелегитимное использование сотрудниками собственных бонусных карт);
- махинации с подарочными картами (например, несанкционированное пополнение подарочных карт с гибким номиналом);
- автоматизация контрольных процедур и настройка параметров анализа общей активности, позволяющие снизить издержки на осуществление контроля работы предприятия, оперативно выявлять и расследовать факты хищений, отслеживать полный цикл обращения товара на предприятии, использовать формируемые данных в других областях, например, маркетинге.
Специалисты компании «Инфосистемы Джет» используют для создания комплексных систем противодействия мошенничеству решения WeDo и LavaStorm.
Выгоды
Эксплуатация систем противодействия внутреннему мошенничеству позволяет ритейлерам:
- предотвращать порядка 90% случаев внутреннего мошенничества;
- детектировать попытки совершения мошенничества и оперативно реагировать на них;
- выявлять хищения на этапах их подготовки (до того, как мошенничество станет свершившимся фактом);
- предотвращать несанкционированные действия сотрудников;
- формировать статистические сведения по всему объему операций и составлять модели деятельности по различным уровням организации бизнес-процессов (территориальным, организационным и пр.) для дальнейшего их анализа и совершенствования.
Преимущества работы с компанией «Инфосистемы Джет»:
- большой опыт внедрения подобных систем, подтверждаемый текущими проектами в крупнейших ритейл-операторах России, в том числе:
- создание комплексных решений противодействия мошенничеству;
- проведение экспертных аудитов безопасности бизнес-процессов;
- опыт проектирования инфраструктур информационной безопасности;
- высокие партнерские статусы WeDo и LavaStorm.