Компания «Инфосистемы Джет» создает эффективные системы противодействия хищениям для крупных игроков рынка розничной торговли. Применяя комплексный подход к процессу формирования контрольных процедур выявления мошенничества с вовлечением в анализ максимального количества источников данных и формированием полной картины бизнес-процессов, ритейлеры пресекают уже известные мошеннические схемы и эффективно выявляют готовящиеся факты хищений.

Проблематика

Тенденции мошенничества в сфере ритейла:

  • унификация мошеннических схем, связанных с организацией оплаты, бонусными программами или иными непрямыми способами оплаты;
  • реализация «персональных» мошеннических схем, связанных со спецификой должностей и обязанностей сотрудников, особенностями организации продаж, нюансами внутренних процедур, под конкретных ритейлеров.

Один из основных источников  скрытых издержек торговых компаний – мошенничество в магазинах розничной торговли: по оценкам независимых исследований, ритейлеры теряют ежегодно от 3 до 6% своей выручки. Зачастую хищения осуществляются сотрудниками компании или при их непосредственном участии через следующие каналы:

  • кассовое обслуживание;
  • бонусные программы;
  • логистика;
  • процессы ценообразования и др.

При этом наиболее распространены мошенничество с кассовыми операциями, нарушение скидочной политики, махинации с картами лояльности или подарочными картами.

Решение

Каждая компания разрабатывает собственные инструменты борьбы с мошенничеством, часто внедряя общие процессы контроля и проверки. Но рост автоматизации, внедрение технологичных систем обслуживания, развитие платежных средств и маркетинговых/бонусных программ являются тем усложнением, которое, кроме коммерческой выгоды, создает дополнительные способы осуществления хищений.

С другой стороны, высокая информатизация современных торговых предприятий предоставляет возможность для оперативного и эффективного выявления и даже предотвращения фактов фрода. Анализ данных кассовых операций позволяет обнаруживать однозначные свидетельства совершенных мошенничеств и предоставлять информацию о «подозрительных» действиях персонала и/или клиентов, которые с высокой вероятностью могут оказаться мошенническими.

Поэтому необходимое условие эффективной борьбы с фродом в торговой компании – наличие механизма противодействия мошенничеству, обеспечивающего:

  •  сбор и преобразование разнородных данных из различных систем компании;  
  •  аналитическую обработку собранных данных и выявление в них фактов      мошенничества и его признаков;
  •  управление процессом расследования инцидентов (workflow).

Создание систем противодействия мошенничеству и гарантирования доходов (Fraud Management System)

    Ключевые элементы построения эффективной системы противодействия мошенничеству:

    • интеграция решения в базовые информационные системы заказчика – чем больший охват систем при этом достигается, тем большие возможности предоставляются инструменту контроля в дальнейшем.  Наиважнейшим параметром при построении такой системы является достаточность данных для выявления мошеннических схем;
    • формирование набора контрольных процедур для выявления мошенничества, в числе которых – аналитическая обработка данных совершаемых операций на предприятии с учетом базовых критериев подозрительной активности, и специализированных процедур, предусматривающих выявление определенного типа хищения. Среди основных областей такого контроля выделяют:

      • мошенничество с кассовыми операциями (например, фиктивные операции сторнирования чеков);
      • нарушение скидочной политики (например,  превышение  максимальной суммарной скидки на чек);
      • мошенничество с программами лояльности (например, нелегитимное использование сотрудниками собственных бонусных карт);
      • махинации с подарочными картами (например, несанкционированное пополнение подарочных карт с гибким номиналом);
    • автоматизация контрольных процедур и настройка параметров анализа общей активности, позволяющие снизить издержки на осуществление контроля работы предприятия, оперативно выявлять и расследовать факты хищений, отслеживать полный цикл обращения товара на предприятии, использовать формируемые данных в других областях, например, маркетинге. 

    Специалисты компании «Инфосистемы Джет» используют для создания комплексных систем противодействия мошенничеству решения WeDo и LavaStorm.

    Выгоды

    Эксплуатация систем противодействия внутреннему мошенничеству позволяет ритейлерам:

    • предотвращать порядка  90% случаев внутреннего мошенничества;
    • детектировать попытки совершения мошенничества и оперативно  реагировать на них;
    • выявлять хищения на этапах их подготовки (до того, как мошенничество станет свершившимся фактом);
    • предотвращать несанкционированные действия сотрудников;
    • формировать статистические сведения по всему объему операций и составлять модели деятельности по различным уровням организации бизнес-процессов (территориальным, организационным и пр.) для дальнейшего их анализа и совершенствования.

    Преимущества работы с компанией «Инфосистемы Джет»:

    • большой опыт внедрения подобных систем, подтверждаемый текущими проектами в крупнейших ритейл-операторах России, в том числе:
      • создание комплексных решений противодействия мошенничеству;
      • проведение экспертных аудитов безопасности бизнес-процессов;
      • опыт проектирования инфраструктур информационной безопасности;
    • высокие партнерские статусы WeDo и LavaStorm.