Внедрение гибких методологий и ускорение time to market для интернет-магазина

Компания оказывает широкий спектр услуг и возлагает на себя ответственность за полный жизненный цикл задач по созданию программных решений: бизнес-анализ, проектирование и согласование, дизайн и разработка макетов и прототипов, обеспечение качества, документирование и внедрение, поддержка и развитие. Компания использует собственную методику разработки и внедрения заказных решений в сочетании с лучшими практиками. Опыт компании  в области разработки ПО – более 17 лет.

Накопленный опыт позволяет специалистам компании решать задачи любой сложности: от разработки простых мобильных приложений до глобальных комплексных проектов по созданию высоконагруженных распределенных корпоративных систем, критичных для бизнеса клиентов. Под каждый проект команда формируется индивидуально, на основе знаний не только технологий и платформ, но и предметной области для лучшего взаимопонимания с заказчиком.

«М.ВИДЕО» – крупнейшая розничная сеть по объемам продаж электроники и бытовой техники в России. «М.Видео» осуществляет свою деятельность с 1993 года. В ноябре 2007 года ОАО «Компания «М.Видео» стала первой российской компанией в секторе розничной торговли электроникой, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В настоящее время торговля акциями компании идет на крупнейшей российской биржевой площадке – Московской Бирже (тикер: MVID). По состоянию на 31 декабря 2014 г. сеть «М.Видео» включает 368 магазинов в 158 городах Российской Федерации. Торговая площадь магазинов «М.Видео» составляет 630,5 тыс. м², общая площадь – 848,5 тыс. м².

Вычислительный конвейер

«Интернет-продажи составляют сегодня почти 9% в общем обороте нашей компании. Эффективность этого канала продаж зависит в том числе от возможностей технологической платформы: она должна быть способной к развитию и масштабированию, – рассказывает Дмитрий Постников, руководитель группы архитектуры и контроля качества web-разработок компании “М.Видео”. – Созданный ИТ-комплекс позволяет быстро вносить изменения в функционал интернет-магазина, а также оперативно реагировать на всплески трафика в высокие сезоны. Показательным стал период новогодних праздников, когда наблюдался 3-кратный рост просмотров страниц – до 1,1 млн в час. Благодаря гибкой архитектуре и своевременной реакции специалистов службы поддержки работоспособность интернет-магазина была обеспечена даже в этих условиях».

Прикладная среда прежнего интернет-магазина «М.Видео» на базе in-house разработок за десятилетие накопила большой объем устаревшего кода и не позволяла гибко масштабировать инфраструктуру. В связи с этим было принято решение перейти на промышленную программную платформу, что потребовало полной модернизации вычислительного комплекса.

Модульная виртуализованная ИТ-инфраструктура состоит из нескольких типовых блоков, решающих разные задачи: предоставление статической информации, динамическая генерация контента, обработка поисковых запросов, обращение к базам данных, кэширование и др. Такое разделение по функциональным ролям позволяет выявлять узкие места в части производительности и масштабировать только конкретные проблемные участки. Ускорить этот процесс помогают шаблоны развертывания, преднастроенные для каждого модуля.

Новый подход упростил задачи обслуживания и модернизации ИТ-ландшафта. Добавление вычислительных ресурсов теперь не требует изменений на прикладном уровне и может быть произведено в течение 1,5–2 часов (ранее на это требовалось 2–3 месяца). За счет тонкой донастройки исходного ландшафта производительность системы (скорость открытия сайта) выросла в несколько раз.

Бóльшая часть ИТ-сервисов размещена в виртуальной среде и зарезервирована по схеме N+1. Сервисы, наиболее требовательные ко времени отклика (обработка поисковых запросов и обращений к базам данных, запросы в кэш), расположены на физических серверах. Их отказоустойчивость обеспечивается кластерной конфигурацией. Целостность сессий поддерживают сетевые балансировщики, которые также кластеризованы.

ИТ-инфраструктура интернет-магазина «М.Видео»

mvideo_internet.jpg

Помимо продуктивного ИТ-ландшафта, созданы среды разработки, функционального и нагрузочного тестирования. При этом все вычислительные мощности в течение нескольких дней могут быть переведены в продуктивный режим – для непосредственного обслуживания онлайн-покупок. Таким образом, удается, с одной стороны, обеспечить бесперебойную работу сайта в периоды всплеска покупательской активности, а с другой – избежать избыточных расходов на ИТ-инфраструктуру.

Обслуживание: следить во все глаза

Сегодня компания «Инфосистемы Джет» осуществляет аутсорсинг сопровождения ИТ-инфраструктуры, включающий в том числе мониторинг доступности сайта, аппаратной среды и системного ПО.

«Покупатель редко сообщает о неполадках в работе интернет-магазина – он просто сразу переходит на другой ресурс. Наша задача – заранее учитывать возможность резких скачков трафика, принимать проактивные меры на случай сбоев при обновлении ПО, четко соблюдая параметры SLA», – поясняет Александр Скоробогатов, начальник отдела корпоративных решений Центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет».

В ближайших планах – тестирование новых релизов прикладной системы и их установка в продуктивную среду, а также реализация мониторинга интернет-магазина «глазами пользователя». Это позволит в реальном времени контролировать скорость выполнения различных пользовательских сценариев: от загрузки главной страницы и поиска товара до оформления заказа и проведения оплаты.

разработка изменения ПО ведется параллельно силами 5 agile-команд. Скорость выхода изменений значительно замедлялась приемочным тестированием. команда «Инфосистемы Джет» построила платформу автотестов и помогла заказчику выстроить процесс взаимодействия группы автоматизированного тестирования с 5 командами разработчиков, которые последовательно вносят свои изменения в мастер-ветку. ускорение выпуска релизов на 20–30%