Банкам надо готовиться к ВТО

24.02.2007

Скорое вступление России во Всемирную торговую организацию наверняка приведет к расширению присутствия иностранных финансовых компаний. Какие изменения в сфере ИТ потребуются российским банкам для того, чтобы сохранить конкурентоспособность в новых условиях? На что им следует направить первоочередные усилия? Вот что говорят эксперты.

Повысить эффективность

Одна из проблем отечественных банков — низкая относительная производительность труда. Как следствие, услуги дороги и по сравнению с западными банками неконкурентоспособны. Это ведет, в частности, к значительному удорожанию кредитов (хотя, естественно, это не единственный фактор, влияющий на эффективные процентные ставки). Научиться «угодить» клиенту в хорошем смысле слова — вот что предстоит сделать отечественным игрокам.


Информационные технологии для банка — основное «средство производства». Если информационная система сможет обеспечить банку требуемое соотношение стоимости услуг и их качества, то услуги банка станут действительно конкурентоспособными. Насколько успешно тот или иной банк сможет перенести основные расходы с кассира на информационную систему (то есть минимизировать издержки за счет использования ИТ), настолько успешным он в итоге и окажется. Системы обслуживания пластиковых карт и счетов через Internet, электронные платежи — вот лишь некоторые из возможных технологий.

Безусловно, банкам предстоит научиться знать своих клиентов, вести историю взаимоотношений, в том числе кредитную. Для этого необходимо выстроить эффективные колл-центры и CRM-системы.

Потребуется серьезная работа по созданию реально работающих бюро кредитных историй и систем разделения информации между участниками рынка, что подразумевает наличие соответствующих хранилищ данных, обеспечение защищенного доступа к информации, разветвленной инфраструктуры для передачи информации.

В области информационной безопасности предстоит сместить фокус с традиционных технологических средств защиты информации на внутренние организационно-идеологические процессы. Безопасность информации — это доверие клиентов, имидж и, вообще говоря, факт существования банка как такового. Поэтому система управления информационной безопасностью должна занять такое же важное место в компании, как система менеджмента качества.

Разумеется, с массовым приходом иностранных банков еще острее встанет вопрос подготовки ИТ-кадров, а также сотрудников других подразделений, в том числе обучение использованию новых технологий.