Кому доверить информацию

05.12.2006
Компании еще опасаются передавать на ИТ-аутсорсинг непосредственные инструменты бизнеса. Этой проблеме была посвящена беседа корреспондента "НГ" Андрея Ваганова с директором по развитию бизнеса сервисных услуг компании "Инфосистемы Джет" Дмитрием Фишелевым.


Все больше фирм проникается идеей передать заботу о своих ИТ-системах в руки специалистов - на аутсорсинг. В число наиболее популярных областей ИТ-аутсорсинга входят разработка прикладного ПО и техническое обслуживание, а также разработка и хостинг веб-сайтов. Тенденция мировая. Так, например, по оценке IDC, в этом году расходы на аутсорсинг компаний только Азиатско-Тихоокеанского региона (даже без учета Японии) превысят отметку в 10 млрд. долларов. А к 2010 году эта цифра увеличится до 16 млрд. долларов.

Ожидается, что в России средний ежегодный прирост ИТ-услуг в прогнозируемый пятилетний период составит 25,4%, а его объем к 2009 году достигнет 5,8 млрд. долларов. При этом темпы роста аутсорсинга будут значительно опережать соотвествующин показатели рынка в целом. О перспективах этого сектора ИТ-бизнеса в России рассказывает директор по развитию бизнеса сервисных услуг компании "Инфосистемы Джет" Дмитрий Фишелев. В уходящем году "Инфосистемы Джет", один из крупнейших отечественных системных интеграторов, реализовала уникальный аутсорсинговый проект в области ИТ.

НГ: Дмитрий, каковы наиболее популярные области ИТ-аутсорсинга в России?


Д. Фишелев: Если толковать термин "ИТ-аутсорсинг" формально, то самым известным и распространенным его видом является web-хостинг. Если исключить его, в силу специфичности, то можно с уверенностью сказать, что это - обслуживание офисов. Есть даже сложившаяся ценовая конъюнктура и сегментированный рынок этой услуги: небольшие компании, средние и крупные игроки.

НГ: Для России ИТ-аутсорсинг - сравнительно новый вид услуг. Существуют ли какие-то оценки динамики развития этого бизнеса?

Д. Фишелев: По моим оценкам, вот уже несколько лет объем рынка ежегодно приблизительно удваивается.

НГ: Было бы интересно узнать общие оценки (если они существуют) емкости рынка ИТ-аутсорсинга в России.

Д. Фишелев: Поскольку реальных измерителей нет (не прозрачно), можно сделать только оценки порядка. Сильно зависит от того, что включать в понятие "ИТ-аутсорсинг". Если не включать туда сервисы технической поддержки, то, по моим оценкам, примерно, 100-200 миллионов долларов в год (пока).

НГ: Для каких компаний ИТ-аутсорсинг наиболее актуален?

Д. Фишелев: Какие-либо отраслевые зависимости здесь проследить трудно. Скорее это зависимость от размера самой компании и размера и сложности ее корпоративной информационной системы. Наиболее часто прибегают к аутсорсинговым схемам маленькие компании, имеющие, как правило, стандартно оснащенный офис на несколько рабочих мест, локально установленную несложную бухгалтерскую программу и, например, деловую справочную систему ("Гарант", "Консультант" и т.п.). При таких объемах работы по обслуживанию этого хозяйства держать собственного выделенного ИТ-специалиста не всегда разумно.

Вот здесь и появляется небольшая специализированная компания, которая обеспечивает регулярные визиты технического специалиста и выезды по запросам для устранения возникающих сбоев.

Другая группа компаний - это крупные компании со сложными ИТ-системами. Настолько сложными, что для их обслуживания требуются специалисты высокого уровня, обладающие глубокими знаниями и специально обученные работе по обслуживанию сложных вычислительных комплексов, сетевых структур, системного программного обеспечения и баз данных. Поддержка необходимого уровня знаний и умений требует их постоянного обучения, дообучения и переобучения, и поэтому содержание таких людей - штука довольно дорогая и экономически неэффективная, если компания не в состоянии обеспечить их полную загрузку. Здесь уместнее привлечь компанию, в штате которой имеются подобные специалисты, обладающие достаточным опытом и имеющие постоянную практику.

У рынка ИТ-аутсорсинга в России большой потенциал. Динамика его развития позволяет утверждать, что это не просто очередная модная тенденция. Так, по оценкам исследовательской компании IDC, в 2004 году российский рынок IT-услуг составил 1,8 миллиарда долларов. А доля аутсорсинга в нем - около 20%.

НГ: Каков средний срок действия контрактов на ИТ-аутсорсинг?

Д. Фишелев: Сильно разный и зависит от объема обслуживаемой системы. При небольших объемах и отсутствии необходимости у поставщика услуги инвестировать в проект собственные силы и средства на начальном этапе срок может быть и один год. А по западной практике при заключении глобальных аутсорсинговых контрактов с транснациональной корпорацией срок контракта обычно составляет не менее десяти лет, а иногда и более.

НГ: Какие функции реже всего (неохотнее всего) отдают на аутсорсинг?


Д. Фишелев: Реже всего на аутсорсинг отдают прикладное администрирование бизнес-приложений, особенно тех из них, которые относятся к категории core business, то есть непосредственных инструментов бизнеса компании. Например, мне неизвестны случаи, чтобы какой-либо банк отдал на аутсорсинг управление своим "Операционным днем". Хотя, есть и другие примеры и самый характерный из них - компания "Лоялти Партнерс Восток", которая в собственном штате ИТ-специалистов имеет только аналитиков. Кроме того, редко отдают на аутсорсинг управление приложениями, содержащими информацию, потеря конфиденциальности которой является очевидной катастрофой для собственного бизнеса. Но таковых крайне мало, гораздо меньше, чем принято думать.

НГ: Что предпочитают клиенты: оплату контрактов в форме абонентской платы или "все сразу"?

Д. Фишелев: Это зависит от выбранной стратегии ведения бизнеса получателя услуги. Если заказчик заинтересован в увеличении своих основных фондов, он заплатит за оборудование сразу и поставит его себе на баланс. В остальных случаях, очевидно, он предпочтет абонентскую плату, чтобы не выводить деньги из оборота.